Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Возникают случаи, когда дети остаются без попечения родителей (нуждаются в особой защите и помощи со стороны государства).

Общегосударственная программа по обеспечению прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителе (ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Федеральная целевая программа «Дети-сироты» на 1998—2000 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1207).

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят комплексный характер (направлены на предупреждение социального сиротства).

Основную роль в защите прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, играют органы опеки и попечительства, осуществляющие в указанной области функции (п.1 ст.121 СК):

1) выявление детей, оставшихся без попечения родителей;

2) учет детей, оставшихся без родительского попечения;

3) выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Указанные функции являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства в силу прямого указания закона (ч.3 п.1 ст.121 СК) (другие ю/л и ф/л могут только содействовать органам опеки и попечительства в осуществлении возложенных на них функций  в указанной области).

Должностные лица учреждений и граждане, которым стало известно о случаях утраты детьми родительского попечения, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства (ч.1 п.1 ст.122 СК)

Получив сведения о детях, оставшихся без родительского попечения, орган опеки и попечительства обязан в течение 3 дней провести обследование условий жизни ребенка и отразить его результаты в акте обследования (при установлении факта отсутствия попечения ребенка родителями или другими родственниками орган опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве).

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, заносятся в журнал первичного учета установленной формы (органы опеки и попечительства принимают меры к устройству детей).

ФЗ от 16.04.2001 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» предусматривает формирование регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством.

Обязательные условия получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей — подача в письменной форме заявления гражданином, желающим принять ребенка на воспитание в семью, с просьбой ознакомить его с соответствующей информацией и соблюдение им порядка доступа к конфиденциальной информации.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст.123 СК):

1) усыновление (удочерение) (приоритетная форма — руководители учреждений, в которых находятся такие дети, обязаны сообщить в органы опеки и попечительства сведения о возможности передачи ребенка на воспитание в семью в течение 7 дней со дня, когда им стали известны такие сведения (п.2 ст.122 СК));

2) передача под опеку или попечительство;

3) передача на воспитание в приемную семью;

4) устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения, включая детские дома семейного типа.

5) иные формы (могут быть предусмотрены законами субъектов РФ).

Если ребенок в течение месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства или нахождения не был передан на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету и передает ее копию в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для постановки ребенка на региональный учет.

В течение месяца со дня поступления  анкеты соответствующий орган исполнительной власти направляет сведения в федеральный орган исполнительной власти, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории (федеральный учет).

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью (выдает направление в орган исполнительной власти субъекта РФ для посещения ребенка по месту жительства для решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью).

Заявления и необходимые документы рассматриваются по существу (гражданину предоставляются анкеты и фотографии детей либо возвращаются документы с указанием причин отказа в предоставлении информации).

При выборе гражданином ребенка, оставшегося без попечения родителей, ему выдает направление на посещение этого ребенка (об этом информируется в 3-дневный срок орган опеки и попечительства; направление действительно на посещение 1 ребенка в течение 10 дней; гражданин обязан проинформировать банк данных в письменной форме о результатах посещения и принятом решении).

При отсутствии возможности передать ребенка на воспитание в семью он направляется в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной зашиты населения и другие аналогичные учреждения) (не исключает возможности последующего устройства ребенка на воспитание в семью).

Детский дом семейного типа создается в организационно-правовой форме воспитательного учреждения по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа МСУ (организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей; общее количество детей в детском доме семейного типа не должно превышать 12 человек).

На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети от рождения до 18 лет (срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа).

Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии, другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, должны учитываться (его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п.1 ст.123 СК), а также другие интересы ребенка).

Органы опеки и попечительства исполняют обязанности опекунов и попечителей детей до устройства детей, оставшихся без родительского попечения, в семью или соответствующее учреждение (п.2 ст.123 СК).