В зрительном зале

В зрительный зал первым заходит мужчина. Проходя к сво­им местам, мужчина идет впереди дамы. Между рядами кресел пробираются лицом к зрителям. Извиняться перед сидящими совершенно не нужно — неудобство создает не тот, кто проходит на свое место, а тесное расположение рядов. Другое дело, если вы наступили кому-то на ногу или задели кого-то рукой.

Мужчины, сидящие в креслах с откидными сиденьями, обя­заны подниматься, пропуская людей, движущихся вдоль ряда. Женщинам вставать необязательно, но рекомендуется — если проходит пожилой человек.

Если представление уже началось, то проходящие к своему месту извиняются перед сидящими. Проходить в этом случае следует лицом к сцене, в знак уважения к артистам (в киноте­атре проходят лицом к зрителям). Опоздав к началу, пройдите на балкон или займите свободное место с краю ряда. Сесть на свои места лучше в антракте.

Когда две знакомые пары ищут свои расположенные рядом места, первым должен идти мужчина, за тем обе женщины, а второй мужчина идет последним . В этом же порядке следует и усаживаться.

Мужчина садится слева от своей дамы (лишь после того, как дама займет свое место). Но если ей с ее места хуже видно сцену, то нужно поменяться местами.

Не следует класть оба локтя на подлокотники кресла.

В бинокль нельзя разглядывать зрителей. В большой поле­вой бинокль не принято разглядывать даже артистов на сцене. Если ваш приятель пришел в театр с огромным командирским биноклем, напомните ему, что он забыл каску и камуфляж.

Если вы увидели знакомых, то для приветствия достаточно легкого поклона. Кричать, размахивать руками, громко разго­варивать и перегибаться через головы сидящих неприлично. Рукопожатие уместно только в том случае, если знакомый на­ходится на расстоянии вытянутой руки.

Двое разговаривают во время спектакля. Один из зрителей оборачивается к ним:
— Сэр, я ничего не слышу!
— А зачем, собственно, вам слышать, о чем мы гово­рим?

Во время действия не следует комментировать игру ар­тистов и качество пьесы, рассказывать соседям, что будет дальше. Некоторым людям кажется, что такая осведомленность делает им честь. Но в девяноста случаях из ста любители рас­сказывать содержание пьесы или фильма вызывают у неволь­ных слушателей только сильное раздражение.

Сидя в кресле, можно расстегнуть все пуговицы пиджака. Вставать и уходить во время спектакля нельзя — это проявление неуважения и к артистам и к зрителям.

Не подсаживайтесь в антракте к своим знакомым — ведь та­ким образом вы занимаете чужие места и, возможно, кому-то мешаете. Со знакомыми лучше поговорить в фойе или в буфете, заодно и перекусить.

Не рекомендуется оставлять даму в зале, отправляясь в фойе или в буфет. Как сказал поэт, с любимыми не расста­вайтесь.

Если вы простужены, постарайтесь воздержаться от посе­щения театра. Чихание и кашель в общественных местах обыч­но вызывает у окружающих раздражение и боязнь заразиться, а в театре или концертном зале кашель, чихание и сморкание еще и мешают артистам играть, а зрителям получать удовольствие от их игры.

Удержитесь от искушения сорваться с места и бежать за­нимать очередь в гардероб как только опустят занавес. Театр — не стадион, и проблемы при выходе не столь велики. Необхо­димо сначала поблагодарить артистов аплодисментами, до­ждавшись их появления на сцене после того, как занавес под­нимут вновь.

Дама выходит из зала первой, мужчина — за ней.

Аплодисменты

Следует помнить, что не стоит аплодировать по ходу пьесы и в паузах между частями музыкального произведения (симфо­нии, сонаты, сюиты, песенного цикла). Аплодируют по оконча­нии каждого акта спектакля. Иногда аплодисментами встреча­ют выход на сцену ведущих актеров до начала действия. На концерте аплодируют, когда дирижер становится за пульт, а также перед антрактом. В опере принято аплодировать солисту после исполнения арии, а дирижеру и оркестру — перед послед­ним действием.