Социальные движения в России в XVII в. Церковный раскол

После смерти Михаила Романова к власти приходит его сын Алексей Романов (1645—1676), получивший прозвище «Тишайший». В 1648 г. вспыхнуло восстание, вошедшее в историю как «Соляной бунт». Пытаясь увеличить доходные статьи бюджета, правительство увеличило косвенные налоги на соль, что привело к росту цен на соль в 4 раза. В 1662 г. в Москве произошел Медный бунт. В целях повысить прибыль казны государство объявило о вводе в оборот медных денег, причем эмиссия была значительна, что привело к инфляции. Войска жестоко расправились с восставшими, однако требования народа были частично удовлетворены и по ценам на соль и по отмене медных денег.

Внутренняя политика России середины XVII в. была направлена на повышение налогов с крестьян для нужд армии, поэтому среди крестьян было множество недовольных такой политикой. В 1670 г. начался поход Степана Разина на Волгу, войско восставших постоянно пополнялось за счет недовольных низших сословий. Весной был взят Царицын, летом Астрахань, потом восставшим сдались Самара и Саратов. Наивысший подъем движения пришелся на осень 1670 г., когда Разин осаждал Симбирск. Подошедшие правительственные войска разбили отряды восставших, тяжелораненого Разина вывезли на Дон. Однако зажиточное казачество решило выдать Степана Разина, и в 1671 г. он был казнен в Москве.

Расширение территории влияния России требовало унификации церковных обрядов на всем православном пространстве. В 1652 г. патриархом России становится Никон, который начал церковную реформу, желая установить единообразие церковной службы. Исправления производились по греческим книгам, правилам и обрядам. Противником церковной реформы выступил протопоп Аввакум, его сторонники отказались принять нововведения и стали называться старообрядцами. На них начались гонения, и старообрядцы вынуждены были скрываться.