Понятие, задачи и основные формы (направления) воспитательной работы с лицами, лишенными свободы

Воспитательная работа — средство духовного влияния на осужденного путем целенаправленного исправительного воздействия, восстановления или привития навыков правильной ориентации в системе духовно-нравственных ценностей, психологической и иной подготовки к ведению социально полезного образа жизни после освобождения из мест лишения свободы. Ст. 9 УИК РФ — воспитательная работа рассматривается как одно из основных средств исправления осужденными. Ст. 109 УИК РФ — воспитательная работа направлена на исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Воспитательная работа организуется администрацией ИУ на основе детальных планов, учебно-педагогических рекомендаций и иных документов, разрабатываемых в УИС. Содействие в проведении воспитательных мероприятий могут оказывать и общественные объединения. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды воспитания осужденных (идейно-политическое, эстетическое, экономическое, экологическое). Для эффективной реализации этих направлений воспитания создается необходимая организационно-правовая и методическая документация, разрабатываются инструкции, приказы и иные документы, регламентирующие эту деятельность на подзаконном уровне. УИК РФ (ст. 110) закрепил принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной, 2) групповой, 3) массовой.

Массовые формы — при проведении мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий и др.). Более распространены групповые мероприятия; основная группа — отряд осужденных + могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами готовящихся к освобождению и т.д. Наиболее эффективная форма — индивидуальная работа. Важный фактор достижения цели исправления лиц, лишенных свободы — привлечение всего персонала к воспитательному воздействию на осужденных, соблюдение единства педагогических требований.

Другие статьи рубрики "Уголовно-исполнительное право"