Подходы к изучению истории и ее функции
Существует несколько подходов к изучению истории. Ученые, придерживающиеся материалистических позиций, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. При объяснении причинности приоритет отдается экономике, обществу. Либеральные историки считают, что история изучает самого человека, личность в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю как «науку о людях во времени».
История выполняет несколько социально значимых функций.
Познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. В науке слово «история» часто употребляют в значении «процесс движения во времени и процесс познания во времени». Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах.
Практически-политическая функция заключается в том, что история как наука, раскрывая на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
Мировоззренческая функция состоит в том, что историческая наука дает документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их понимание формирует взгляд на мир, общество, закономерности его развития. Мировоззрение является научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии это исторические факты.
Воспитательная функция заключается в том, что изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.