Основные положения двусторонних договоров РФ с иностранными государствами в таможенной сфере
На протяжении последнего десятилетия РФ заключила несколько десятков международных договоров по вопросам в сфере таможенного дела (договорные отношения по таможенным вопросам связывают РФ с Бразилией, Венгрией, Германией, Данией, Индией, Испанией, Израилем, Колумбией, Македонией, Румынией, Словакией, Чехией).
Двусторонние соглашения идентичны по структуре и по содержанию (состоят из преамбулы и 21 — 25 статей).
Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах между РФ и Словацкой республикой от 10.10.1997 (вступило в силу 09.04.1999).
В преамбуле Соглашения названы обстоятельства, побудившие стороны заключить данный международный договор:
1) нарушения таможенного законодательства наносят ущерб экономическим, налоговым, социальным и торговым интересам государств;
2) незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ представляет опасность для здоровья граждан и общества;
3) важность обеспечения точного исчисления таможенных платежей, а также надлежащего выполнения условий запрета, ограничения и контроля импорта и экспорта товаров;
4) усилия по предотвращению нарушений таможенного законодательства и по обеспечению правильного взимания таможенных платежей могут стать более эффективными благодаря сотрудничеству между таможенными службами государств;
5) соответствующие рекомендации Всемирной таможенной организации.
Сферы действия Соглашения:
1) упрощение законного перемещения товаров и по взаимной договоренности между таможенными службами государств принятие мер по совершенствованию таможенных систем, методов и процедур для достижения этих целей;
2) оказание взаимного содействия в предотвращении и расследовании нарушений таможенного законодательства, а также в наказании за их совершение;
3) по запросу оказание взаимного содействия в предоставлении информации для использования в целях применения и соблюдения таможенного законодательства;
4) принятие мер для осуществления сотрудничества в области исследования, разработки и испытания новых таможенных процедур, обучения кадров, обмена специалистами;
5) стремление к гармонизации и унификации таможенных систем, к усовершенствованию таможенной технологии.
Государства используют следующие формы сотрудничества и взаимной помощи:
1) передача по собственной инициативе всей необходимой информации таможенным службам другого государства;
2) обмен опытом, касающимся деятельности таможенных служб, и информацией о новых средствах и способах совершения нарушений таможенного законодательства;
3) сообщение таможенным службам другого государства о существенных изменениях в таможенном законодательстве государств и о применяемых технических средствах контроля и методах их использования;
4) обсуждение других вопросов, представляющих взаимный интерес.