Общественно-политическая мысль при Николае I. Западники и славянофилы

Политика Николая I вызывала острые общественные дискуссии, хотя одновременно с этим, учитывая опыт выступления декабристов, правительство усилило цензуру. Консервативное крыло общественно-политической мысли выражала теория официальной народности министра народного просвещения графа С. С. Уварова. Основанная на трех принципах — «православие, самодержавие, народность», — она была призвана обосновать легитимность и продемонстрировать глубокие корни сложившегося в России порядка. Официальная теория подверглась резкой критике со стороны П. Я. Чаадаева, написавшего «Философические письма», правительство объявило его сумасшедшим.

Либеральная мысль в России разделилась на два идейных течения, оппозиционных политике Николая I, — славянофилы и западники. Лидерами славянофилов были А. С. Хомяков, Ю. ф. Самарин, братья К. С. и И. С. Аксаковы и др. Идеи славянофилов сводились к необходимости обратиться к славянским корням, они подчеркивали присущий русским коллективизм, соборность в отличие от Запада. Вследствие этого делался вывод о необходимости поиска самостоятельного пути развития России, который бы учитывал уникальность и своеобразие черт русского народа. Западники придерживались идеи о том, что Россия принадлежит к европейской цивилизации и, следовательно, путь ее развития проходит по тем же рельсам, по которым уже прошла Европа. Лидерами западников были Т. Н. Грановский, В. С. Соловьев, К. Д. Кавелин и др.

Среди радикального крыла общественно-политической мысли выделялся кружок петрашевцев, названный так по имени одного из лидеров М. В. Буташевича-Петрашевского. Среди членов кружка были видные писатели середины XIX в. — Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. Петрашевцы призывали к отмене крепостного права и безвозмездному наделению крестьян тем участком земли, который ими и обрабатывался. Осуждая самодержавие, петрашевцы предлагали ввести в России республику.