Общая характеристика правового режима земель водного фонда

Земли, занятые водными объектами; земли водоохранных зон водных объектов; земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов. Порядок их использования и охраны определяется ЗК, а также водным законодательством.

ЗК РФ Статья 102:

Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, с/х, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.

Водный Кодекс РФ 1995:

Воды — важнейший компонент окружающей среды, возобновляемый, ограниченный, уязвимый природный ресурс. Объект водных отношений — водный объект или его часть (статья 7 ВК РФ). Совокупность водных объектов в пределах территории РФ (включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр) образуют водный фонд.

Государственный водный кадастр — свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях (ведется по единой системе и основывается на данных государственного учета вод).

Понятие обособленного водного объекта является важным для определения его режима: он относится к недвижимому имуществу и является частью земельного участка.

Разграничение полномочий в области земельных и водных отношений между РФ и ее субъектами определяется земельным и водным законодательством, а при необходимости — договорами. В РФ устанавливается государственная собственность на водные объекты, она может быть федеральной или субъекта (статьи 24, 34-37 ВК РФ). Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать их для своих нужд только в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц, они не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд.

Использование водных объектов может осуществляться либо с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей) земельных и водных ресурсов, предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям, с изъятием или без изъятия земельных участков, с ограничением или без ограничения природопользования.

Приоритетным является использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Использование подземных вод, пригодных для питья, для иных целей не допускается. Водоснабжение бывает централизованным и нецентрализованным. Водопользователи, использующие водные объекты для промышленности, энергетики, с/х и л/х, обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения земель, засорения и истощения водных объектов, обеспечивать сохранение t режима.

При необходимости сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов водные объекты могут предоставляться преимущественно для этих целей (после питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).

ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004, Статья 12:

Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

  • создания особо охраняемых природных территорий;
  • установления или изменения черты поселений;
  • размещения объектов гос. или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Другие статьи рубрики "Земельное право"