Норманнская и антинорманнская теории

Согласно «Повести временных лет», одной из клю­чевых для восстановления истории летописей, в 862 г. ильменские славяне пригласили править в Новгород варяжского князя Рюрика, который положил начало княжеской династии. В XVIII в. работавшие в России немецкие ученые Г. ф. Миллер и Г. 3. Байер сформули­ровали норманнскую теорию. Ее суть состоит в том, что именно приглашенные варяги (норманны, скандинавы — т. е. иностранцы) создали у славян государ­ство — Киевскую Русь. Согласно норманнской теории варяги оказали решающее влияние на формирова­ние социально-экономических и политических ин­ститутов славян, а также на их язык и культуру.

Однако уже в XVIII в. в активную полемику с этой теорией вступил М. В. Ломоносов. Сторонники антинорманнской теории акцентируют внимание на формировании государственности у славян задолго до призвания Рюрика. Во главе славянских союзов племен стояли князья, опирались они в вопросах управления и военных походов на дружину. К IX в. с экономическим развитием усложняется структура общества, обособляется племенная знать (впослед­ствии бояре), важные вопросы по-прежнему реша­ются на собрании племени — вече. Все эти признаки, по мнению антинорманнистов, являются законо­мерными этапами складывания государственности у восточных славян.

Продолжаются дискуссии и о том, был ли Рюрик славянином с южного берега Балтики (остров Рюген). Антинорманнисты оспаривают утверждение о реша­ющем влиянии иноземной инициативы в появлении у славян государства. Появление государственности у славян — это итог длительного эволюционного раз­вития, а не воля отдельной личности.