Криминологическая характеристика преступлений на транспорте

В транспортные преступления входят преступления нескольких составов: нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации автомобилей, мотоциклов, тракторов и тому подобных транспортных средств управляющими ими лицами; недоброкачественный ремонт и выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; нарушение «извне» (пешеходом, велосипедистом, погонщиком, ремонтником и др.) правил, обеспечивающих безопасную работу автотранспорта.

В структуре транспортных преступлений выделяют важные моменты: преступления со смертельным исходом и ранениями, детский травматизм; по чьей вине наступили опасные последствия (по вине водителей или пешеходов); тяжесть последствий; виктимологический показатель; региональное распространение преступлений; временные особенности; соотношение видов нарушений Правил дорожного движения, повлекших криминальные последствия; распространенность по видам дорог.

Наибольшее количество транспортных преступлений происходит в апреле (выезд на дачи) и сентябре (возвращение с дач), и в будние дни с 17 до 19 и с 22 до 24 часов. Около 70 % аварий происходит по вине водителей, среди них более 20 % – по вине пьяных водителей. Причинами аварий является ненадлежащее поведение водителя на дороге, проблемы с машиной, совершение нарушений другим водителем или пешеходом, погодные факторы (гололед, туман, дождь и т. п.).

Условия подобных происшествий: ненадлежащее содержание дорог; нарушение нормативов ширины проезжей части, разметки, развязок, переходов; недостатки конструкции автотранспортных средств, затрудняющие управление, наблюдение, вызывающие усталость водителя; долговременная эксплуатация транспортного средства; неиспользование приспособлений, уменьшающих риск; ошибки в выборе режима регулирования движением; нарушения нормативов рабочего времени водителей; недостаточный контроль за состоянием автотранспортных средств, дорог и технических средств регулирования движения; недостатки дисциплинарной, административно-правовой и уголовно-правовой работы; неправильное поведение пешеходов; несвоевременное оказание медицинской помощи; отсутствие необходимых средств для эвакуации пострадавших; коррупция среди сотрудников ГИБДД.