[Конспект] → Становление российского государства в XV в. Освобождение от Ордынского ига

При Василии I на Русь было совершенно два набега монголо-татар — Тамерлана в 1395 г. и Едигея 1408 г. Сын Василия I, Василий II, правил Русью с 1425 по 1462 г. Во время его правления разразилась феодальная война, помимо Василия II на престол претендовал и Юрий, младший брат Василия I. После смерти Юрия в 1434 г. войну продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Победу в феодальной войне, которая длилась с 1431 по 1453 г., одержал Василий II. Это означало, что победили силы, стоявшие за политическую централизацию страны, а не силы феодального сепаратизма.

В начале XV в. Византия находилась в упадке. Пытаясь спастись от османского вторжения, Константинополь пошел на подписание в 1439 г. Флорентийской унии (союза). Согласно этому документу католическая и православная церкви объединялись под главенством папы римского. Со стороны Руси унию подписал митрополит Исидор, который был вскоре низложен, и на его место Василий II предложил рязанского епископа Иону. В 1453 г. Константинополь пал под натиском османов, и с этого времени главу русской православной церкви выбирали уже в Москве. Русская церковь стала независимой (автокефальной).

Иван III (1462—1505) — первый великий князь, принявший титул «Государь всея Руси». Символом государства стал двуглавый орел. Процесс объединения земель вокруг Москвы при Иване III был практически закончен. В 1468 г. присоединено Ярославское княжество, в 1472 г. — Пермь, в 1485 г. — Тверь, в 1503 г. — князья западных русских областей. Опасаясь, что Новгород также будет присоединен к Москве, а местное боярство потеряет свое привилегированное положение, часть новгородского боярства, которое возглавила Марфа Борецкая, заключила вассальное соглашение с Литвой. Иван III пошел войной на Новгород. В 1471 г. на реке Шелонь новгородская дружина была разбита, а в 1478 г. Новгород был окончательно присоединен к Москве.

В это время оформляется теория «Москва — третий Рим», идеологически оправдывающая претензии Москвы на роль политического центра Руси. Инок псковского Трехсвятительского Елеазарова монастыря Филофей писал Ивану III: «Два Рима падоша. Третий Рим — Москва — стоит, а четвертому не быти». По сути, происходила легитимация притязаний московских великих князей и Руси как государства на преемственность по отношению к Византии и Риму.

Через сто лет после Куликовской битвы, в 1480 г., Иван III выступил против ордынского хана Ахмада. Простояв несколько недель друг напротив друга на реке Угре, ни Иван III, ни Ахмад не предприняли активных действий. В конце концов хан увел монгольское войско, что означало окончательное свержение монгольского ига.

Параллельно процессу объединения земель вокруг Москвы происходила централизация власти. Присоединяющиеся княжества во главе с князем становились зависимыми от московского государя, происходило «обояривание» князей. Распространялась система кормления, т. е. наместники получали часть налога с управляемых земель. При Иване III служебные места распределялись с учетом происхождения и положения предков и их заслуг перед великим князем (местничество). Историки полагают, что именно при Иване III появляются приказы — органы центрального управления, в их основу был положен функциональный принцип. Приказы подчинялись непосредственно великому князю и Боярской думе.

В 1497 г. был принят первый свод законов объединенного государства — «Судебник» Ивана III. Первый шаг к закрепощению крестьян был оформлен в 57 статье, согласно которой переход крестьян от одного феодала к другому разрешался в течение недели до и после Юрьева дня (26 ноября). Уходя, земледелец должен был уплатить феодалу «пожилое».

При Иване III в Новгороде стала распространяться ересь жидовствующих, отрицающих власть священников и право монастырей владеть крестьянами на правах феодала. Взгляды еретиков этого направления какое-то время поддерживал даже Иван III. В церковной среде оформились две точки зрения на вопрос о праве монастырей владеть землей и крестьянами. Иосиф Волоцкий и его сторонники (иосифляне), выступая против еретиков, отстаивали право монастырей на крестьян.

Альтернативную точку зрения на этот вопрос представлял Нил Сорский и его сторонники (нестяжатели). В 1502 г. на церковном соборе великий князь поддержал иосифлян, лидеры нестяжателей были казнены, была осуждена и ересь жидовствующих.

См. шпаргалку к этому конспекту.