[Конспект] → Советская культура с 1917 г. до середины XX в

Тоталитаризм наложил отпечаток и на развитие культуры советского общества. Ее становление началось под знаменем так называемой культурной революции. Культурная революция преследовала две цели. С одной стороны, она была направлена на борьбу с неграмотностью и малограмотностью, развитие профессионального обучения, средней и высшей школы, подъем науки, литературы, искусства. С другой — проповедовалась борьба с буржуазным влиянием и буржуазными кадрами во всех сферах культурной жизни. В тех отраслях знания, где это было возможно, насаждались принципы коммунистической идеологии. В 1922 г. интеллигенцию, находящуюся в оппозиции к советскому режиму, выслали за границу на так называемом философском пароходе.

Успехи культурной революции действительно были впечатляющими. К 1939 г., по данным Всесоюзной переписи населения, грамотность достигла 81,2% (1897 г. — 24%, 1926 г. — 51,1%). 3670 школ было построено в 1933—1937 гг. в городах и рабочих поселках, более 15 тыс. в деревнях. 700 вузов (больше, чем в Германии, Англии и Франции вместе взятых) готовили специалистов разных профилей. В отличие от дореволюционного периода, к образованию получили доступ широкие народные массы. Активно развивалась Академия наук. Были созданы академические институты по различным направлениям науки. Такая организация позволяла эффективно решать самые сложные научные задачи.

Вместе с тем по мере укрепления тоталитарной системы усиливалось идеологическое давление на культуру. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принимает решение о создании единого Союза советских писателей. В 1934 г. был образован Союз писателей СССР. Затем создаются другие творческие союзы, объединившие композиторов и художников. Все они служили инструментами идеологического и организационного управления творческой интеллигенцией. Для управления самим творческим процессом было введено понятие «социалистический реализм», предусматривавшее создание произведений на основе коммунистической идеологии.

В середине 1930-х гг. в СССР утверждается так называемый большой стиль. Он вообще характерен для тоталитарных режимов (Германия, Италия) и характеризуется тяготением к эпическим, псевдореалистическим формам. Все формалистические, новаторские поиски в искусстве оказались под запретом. Величественный квазиклассический стиль утвердился в архитектуре. Пересмотру подвергается история страны. Возвеличиваются фигуры Петра Великого, Ивана Грозного, в книгах и кинофильмах воспеваются победы русского оружия.

Особое внимание уделялось кинематографу как самому массовому из искусств. Несмотря на идеологический пресс, создавались талантливые картины, в которых идеологическая составляющая не мешала высокохудожественному началу («Цирк», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух», «Путевка в жизнь» и др.).

Создавались и подлинные шедевры, составившие золотой фонд русской литературы. «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, произведения А. Н. Толстого, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, И.Э. Бабеля, М. М. Зощенко и сегодня являются национальной гордостью России.

Таким образом, хотя развитие советской культуры носило противоречивый характер, в целом был обеспечен подъем культуры и образованности масс, развитие науки и отчасти литературы и искусства.

См. шпаргалку к этому конспекту.