[Конспект] → Первые славянские князья

Согласно «Повести временных лет», одной из ключевых для восстановления истории летописей, в 862 г. ильменские словене пригласили править в Новгород варяжского князя Рюрика (862-879). В XVIII в. работавшие в России немецкие ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлецер сформулировали норманнскую теорию. Ее суть состоит в том, что именно приглашенные варяги (норманны, скандинавы) создали у славян государство — Киевскую Русь. Однако уже в XVIII в. в активную полемику с этой теорией вступил М. В. Ломоносов. Сегодня в научном сообществе существуют две равноправные концепции образования государства у восточных славян: неонорманнская и антинорманнская. Сторонники обеих концепций, однако, отвергают тезис о создании государства у восточных славян извне, в результате усилий отдельных личностей.

В 879 г., после смерти Рюрика, в Новгороде начал княжить его малолетний сын Игорь, регентом при котором был Олег (879-912), родственник или дружинник Рюрика. Важнейшим событием во время его правления было объединение Новгорода и Киева в 882 г. Олег организовал военный поход, который сложился успешно, были убиты киевские князья Аскольд и Дир. Сложилось единое государство Киевская Русь. В 907 и 911 г. были организованы военные походы на Византию, закончившиеся подписанием выгодного для славян договора. В этот же период Олег расширил влияние и территорию государства: он заставил платить дань древлян, северян и радимичей.

После смерти Олега в 912 г. начал править сын Рюрика — Игорь (912-945), женатый на варяжке Ольге. В 941 г. Игорь предпринял поход на Византию, который закончился неудачно. Собрав новое войско, киевский князь в 944 г. повторно напал на Константинополь. Был подписан новый договор, его условия были несколько хуже, чем условия договора начала X в., однако по-прежнему сохранялись некоторые привилегии русских купцов. Подчиненные киевскому князю племена обязаны были платить ему дань, размер которой не был строго определен. Князь вместе со своей дружиной с середины осени, после завершения страды, начинал обход подконтрольных земель с целью сбора дани — «полюдье». К середине весны князь возвращался назад. В одном из таких походов в 945 г. и погиб Игорь от рук древлян, так как дружинники князя за один год дважды попытались собрать дань.

После смерти мужа к власти пришла его жена Ольга (945-964), считавшаяся регентшей при малолетнем Игоре. Два посольства древлян были безжалостно убиты, а чуть позже княгиня приказала сжечь и столицу древлян — город Искоростень. Вместе с тем стало ясно, что сбор дани должен быть упорядочен, и Ольга ввела определенный размер дани — «урок» и установила «погосты» — места сбора дани. За период с 912 по 964 гг. к Киевской Руси были присоединены племена уличей, тиверцев и древлян.

Сын Игоря Святослав (964-972) становится киевским князем в 964 г., его правление характеризуется активной внешнеполитической деятельностью. Были совершены военные походы против Волжской Болгарии, Хазарского каганата (965 г.), Болгарии (967 г.). В планы Святослава входило перенести столицу из Киева в Переяславец на Дунае, так как именно там, по мнению князя, было пересечение центральных торговых путей. Осуществлению этого плана мешала Византия, не заинтересованная в приближении резиденции сильного и грозного князя. В 970-971 гг. Святослав воевал против Византии, однако безуспешно, и в 972 г. по дороге в Киев был убит печенегами.

Старший сын Святослава — Ярополк (972-980) на несколько лет стал киевским князем. Средний сын Святослава получил Древлянскую землю, а младший, Владимир, — Новгород. В 977 г. в междоусобной борьбе от рук дружинников Ярополка погиб Олег, вскоре Владимир бежал из Новгорода к варягам. Вернувшись с нанятыми воинами, Владимир убил Ярополка и стал киевским князем.

Владимир (980-1015) окончательно объединил под властью Киевской Руси все земли восточных славян. Древнерусское государство становилось все более сложным образованием, язычество как государственная религия уже не устраивало князя. Выбор Владимиром православной веры по византийскому обряду объяснялся тесными торговыми, политическими и религиозными связями двух стран. В 988 г. Владимир вместе со своей дружиной крестился в византийском городе Корсуне, который ему пришлось взять силой, так как император Византии Василий II, нарушив свое обещание, отказался выдать свою дочь Анну за киевского князя. В том же году, согласно свидетельству летописца, были крещены жители Киева.

Крещение Руси имело большое культурное, политическое значение, предопределившее развитие страны на века вперед. Вместе с тем распространение христианства было медленным процессом, многие окраины страны на протяжении веков придерживались языческих верований. Возглавлял православную церковь на Руси митрополит, которого назначал византийский патриарх.

Старшим сыном Владимира Святого был Святополк (1015—1019), он и возглавил Киевскую Русь на несколько лет. Между сыновьями обострились противоречия, начались междоусобные войны. Первыми жертвами стали сводные братья Святополка Борис и Глеб, убитые по его приказу. Именно с этими убийствами связано полученное Святополком прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Ярослав (1019—1054), прозванный за свою политику Мудрым, одержал победу и возглавил Древнерусское государство. Период его правления считается расцветом Киевской Руси, при нем получило широкое распространение обучение грамоте, каменное строительство. В 1037 г. был возведен Софийский собор, сооружены Золотые ворота в Киеве. Все это символизировало мощь и силу молодого христианского государства.

Усложнение социальной структуры общества, развитие экономических отношений, культуры привело к необходимости установить порядок и законность. При Ярославе Мудром возник письменный свод законов — «Русская Правда». Свод защищал людей от насилия, драк, убийств, вместе с тем еще допускалась кровная месть, но лишь ближайшие родственники могли воспользоваться этим правом и отмстить обидчику. Свод демонстрирует установившуюся иерархию общества: так, за убийство людей, приближенных к князю, полагались очень высокие денежные штрафы, а за убийство холопа требовалось уплатить в несколько раз меньше.

Становление феодальных отношений и устройство вотчин историки также восстанавливали по «Русской Правде». Первой формой феодальной эксплуатации на Руси была дань и иные поборы. В IX-X вв. князья владели лучшими землями, которые впоследствии раздавались княжеским дружинникам. В XI в. на этих землях формировались наследственные владения феодалов — вотчины.

Дружина князя делилась на две части. Старшая дружина состояла из людей, которые выдвинулись на службе у князя, впоследствии превратившихся в бояр. Она выполняла функции совещательного органа при решении важнейших вопросов. Младшая дружина состояла из «отроков», воинов.

После установления Ольгой погостов и уроков князья отправляли на земли своих представителей, собиравших налоги и ведающих управлением. Вотчинники также собирали дань с крестьян, работавших на их земле. Со временем военная добыча трансформировалась в налог, а воины превращались в феодалов. Крестьяне платили феодалам оброк (плата деньгами или продуктами) и работали на земле помещика (барщина). Крестьянин мог уйти от землевладельца.

В конце XI в. «Русская Правда» была дополнена рядом статей сыновьями Ярослава Мудрого. Отличительной чертой новых статей была защита вотчин и увеличение разницы виры (штрафов) за убийство знатных и незнатных людей.

В области внешней политики Ярослав Мудрый добился немалых успехов. Киевский князь укрепил отношения с соседними государствами (Польшей, Швецией), в 1036 г. нанес сокрушительное поражение печенегам, заключил династические браки с представителями правящих домов Норвегии, Византии, Франции, Германии, Венгрии. Ярослав Мудрый скончался в 1054 г., завещав новую систему престолонаследия. Если раньше киевским князем становился старший сын правителя, то теперь престол должен был переходить старшему в роду. Новая система вскоре привела к многочисленным спорам по поводу старшинства и, как следствие, к междоусобицам.

Во время княжения сыновей Ярослава Мудрого по стране прокатились восстания, вызванные как экономическими, так и внешнеполитическими причинами. В 1068 г., после поражения от половцев (кочевников, пришедших на место печенегов в середине XI в.), жители Киева потребовали от князей выдать им оружие, чтобы снова сразиться с неприятелем. Отказ князей вызвал волну негодования у горожан, они разгромили дворы некоторых представителей знати. Среди крупных восстаний XI в. необходимо выделить также выступление смердов (свободных общинников, обязанных военной службой) в 1024 г. в Суздальской земле. Характерной чертой народных выступлений являлось лидерство волхвов, которые, используя недовольство людей, пытались бороться с христианством.

После смерти Святополка II (1093—1113) в Киеве вспыхнуло народное восстание, направленное против ростовщиков и богатых бояр. Для усмирения киевлян бояре пригласили на престол наиболее авторитетного князя — Владимира Мономаха (1113—1125). Став киевским князем уже в преклонном возрасте, он успел многое сделать. Для того чтобы предотвратить в будущем беспорядки, связанные с повышенными процентами, взимаемыми ростовщиками, Владимир Мономах дополнил «Русскую Правду» так называемым Уставом Владимира Мономаха. Именно в эти годы была составлена русская летопись «Повесть временных лет», описывающая события начала истории Руси. Владимир Мономах возглавил несколько военных походов против половцев (1103, 1107,1111 гг.), Русь получила долгожданную передышку. Для наставления своих детей Владимир Мономах написал «Поучение детям» — первое известное автобиографическое произведение. Проникнутое христианским смирением «Поучение» Мономаха призывает относиться к власти не как к праву, а как к обязанности.

Сын Мономаха Мстислав Великий (1125—1132) занял великокняжеский престол, хотя и не был старшим в роду, однако авторитет Мономаха позволил именно ему возглавить Русь. Мстислав вытеснил половцев за Дон и Волгу, обезопасил северо-западные границы государства от агрессии Литвы и набегов чуди. Смерть Мстислава Великого стала поворотным моментом политической истории Руси.

См. шпаргалки к этому конспекту:
Норманнская и антинорманнская теории
Образование восточнославянского государства. Первые славянские князья
Киевский князь Владимир Святой. Крещение Руси
Расцвет киевской Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда»